Как в Черкассах освоили производство автобуса среднего класса

Событие
Юрий Гоголев
Юрий Гоголев
22 июл. 02:35
33969

Модель А144 «Богдан» была первым представителем нового поколения автобусов среднего класса, выпускаемых на ОАО «Черкасский автобус». Он стал первой принципиально новой моделью после 46-летнего доминирования на отечественном рынке ЛАЗ-695.

Базовая модель была разработана львовским АО «Укравтобуспром» – бывшим Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусо-троллейбусостроения. Заказчиком выступал концерн «Укрпроминвест», который намеревался производить эти машины на АО «Черкасский автобус».

Первый публичный показ на выставке MIMS-2002

Первый публичный показ автобуса состоялся в конце августа 2002 года на Международном автосалоне MIMS, а на следующий год началось его серийное производство.

Семейство автобусов среднего класса «Богдан» по замыслу должно было иметь три разновидности кузова – под городские, местные и междугородные перевозки.

Базовая конструкция каркаса для городской и пригородной версий предусматривала пониженный до 610 мм уровень пола с одной ступенькой в салоне. При этом городская модель имела три пассажирских двери, а пригородная – две. Длина автобуса составляла 9600 мм, ширина 2500 мм и высота 2880 мм.

А144.5 на службе в КП “Киевпасстранс”

Новые кузовные технологии позволили предоставить 6-летнюю гарантию от коррозии, а срок службы кузова до ремонта составлял 15 лет. Такую долговечность обеспечивали малая протяженность сварных швов каркаса, применение труб каркаса, имеющих повышенную прочность, клееные технологии крепления оцинкованных панелей. Пол был изготовлен из двухсторонне-ламинированной фанеры. В окнах были вставлены вклеенные стекла (стеклопакеты).

Автобус представлял максимальные удобства для пассажиров – шаг сидений составлял 800 мм, имелись эффективные отопление и вентиляция, а по заказу мог устанавливаться и кондиционер.

Автобусы соответствовали действующим и даже перспективным международным требованиям по безопасности. В качестве стандартного оборудования имелись система ABS и вспомогательный тормоз. Каркас соответствовал требованиям Правила ЕЭК ООН №66 на опрокидывание кузова, которое еще не было введено в СНГ. Была применена дополнительная фронтальная защита передней части автобуса на случай столкновения.

Кузов был адаптирован под широкую агрегатную комплектацию: могли устанавливаться двигатели разных производителей, механические или гибридные коробки передач, пневматическая или рессорно-пружинная подвеска (для местного сообщения).

Городской автобус А144 «Богдан» был рассчитан на 80 пассажиров, при этом в кузове имелось 31 место для сидения.

Шестицилиндровый безнаддувный дизель Isuzu 6HH 1S cтандарта Евро 2 имел рабочий объем 8226 см куб. Номинальная мощность составляла 200 л. с., а максимальный крутящий момент – 500 Нм при 1700 об/мин. Коробка передач Isuzu была механическая, 6-ступенчатая, причем шестая передача была ускоряющей.

А144.2 с двигателем Сummins на выставке SIA-2004

Более поздняя версия автобуса – А144.2, показанная на выставке SIA-2004, имела 5,9-литровый двигатель Cummins B215.20 мощностью 215 л. с. и 3-ступенчатую механическую коробку передач Praga 6PS90 с пневматическим двухступенчатым распределителем.

На автобусе А144.5 cтоял уже двигатель Isuzu 6HE1TC Евро 3 рабочим объемом 7127 см куб. и мощностью 230 л. с. (665 Нм при 1500 об/мин). Коробка передач была уже 7-ступенчатая. Пневматическая подвеска обеспечивала два регулируемых уровня положения кузова.

А144.5 на улицах Тбилиси (2008 г.)

Расход топлива скорости 60 км/ч составляла 28 л на 100 км, а при 80 км/ч – 23,4 л. средний ресурс до капитального ремонта машины составлял 600 тыс. км. В 2003 – 2006 гг. было выпущено в общей сложности 46 машин типа А144 «Богдан».

Юрий Гоголев
Автор
Юрий Гоголев
Редактор
Загрузка...