Водительские права в США для украинцев

Законодательство
null null
15 апр. 00:00
2231

Выросшие в СССР в условиях демократического централизма, мы плохо себе представляли, как оно там, за границей вообще, а с правилами дорожного движения, знаками, водительскими правами и обязанностями — и подавно. Да и попасть за границу советский человек мог зачастую лишь в загранкомандировку. А в этом случае за него все решало наше государство — при необходимости выдавало международные права, а посольство помогало получить местные и объясняло что к чему.

Но с приходом перестройки многое изменилось, и оказался наш человек на свободе и задумался: а если я поеду ТУДА, смогу ли там водить машину, имею ли право.

Многих читателей «АВТОЦЕНТРА» интересует вопрос о водительских правах в США: нужны ли они нашему гражданину, приехавшему туда? И если да, то когда и как этот документ получить?

Поскольку я лицо неофициальное, то и информация, которую вы получите из этой статьи, не является строго официальной, хотя взята из компетентных источников. Надеюсь, она будет вам полезна, хотя и не заменит необходимых знаний, которые можно получить только на месте.

Если вы ненадолго «заехали» в США

США состоит из 50 штатов и нескольких территориальных единиц, статус штата которым еще не дарован. Законы и правила в США делятся на федеральные (единые по всей стране) и местные (в каждом штате — свои). Чтобы вас окончательно запутать, добавлю, что внутри штата может быть особая территория — резервация, не подчиняющаяся законам данного штата. Но это особый случай.

Между штатами, в отличие от республик бывшего СССР, границ и таможен, как правило, нет. Но законы разные. В частности, правила дорожного движения — в каждом штате свои. Соответственно в каждом штате США — свои водительские права. Этот важный момент нужно принять как факт с самого начала. Брошюры типа «Единые ПДД США» просто не существует в природе, поэтому, собираясь в США, нужно определиться, куда именно вы собираетесь, и не тратить время на поиски ненужной информации.

Поскольку вы иностранец, разумно начать с закона федерального уровня. В США существует организация American Automobile Association (ААА), которая объединяет автомобилистов по всей стране — что-то вроде ADAC в Германии или бывшего ВДОАМ СССР. В этой организации меня заверили, что гражданин другой страны может управлять автомобилем в любом штате США, имея так называемые международные водительские права (далее — «МВП»). Поскольку мы понимаем, что слово «международный» трактуют по-разному, я попытался уточнить, что же это такое. Требования следующие: документ на право управления автомобилем, выданный иностранным государством, должен иметь графы и параметры, принятые во всем мире, а также текст на английском языке, являющийся переводом текста на языке страны, выдавшей документ. Мне тут же вспомнились наши права с надписями на французском языке… В таком случае, было сказано, следует иметь заверенный нотариусом перевод на английский язык МВП. С таким набором документов можно ездить не более одного года с момента въезда в США, если законы штата не требуют иначе. Настоятельно рекомендую все же просмотреть книжечку с местными правилами дорожного движения перед выездом.

Таким образом, в США управлять автомобилем можно имея МВП, выданные в СССР или СНГ. Правда, если автомобиль вам кто-то даст. Если это ваш знакомый или организация, которая вас принимает — этого достаточно. Института доверенностей в США не существует как такового — доверенность для управления автомобилем здесь просто не нужна. Подразумевается, что если вы едете на авто, то оно к вам попало исключительно законным путем.

Если вы являетесь счастливым обладателем солидной кредитной карточки международного банка, легко можете взять в США автомобиль напрокат. Правда, ожидайте большей цены за услуги, чем это оговорено в рекламе (если вы не имеете водительских прав США). А в некоторых пунктах проката вам могут просто отказать, даже если вы имеете и МВП и кредитную карточку для оплаты.

Когда и зачем нужны водительские права в США и как их получить

Начну с того, что водительские права в США выполняют гораздо более широкие функции, чем мы привыкли. Этот документ представляет собой, прежде всего, удостоверение личности, которое требуется при покупке алкоголя, оружия (иногда — табачных изделий), при входе в злачные заведения. При использовании в денежных расчетах иных форм оплаты, кроме наличных, водительские права просто необходимы. Отсюда следует простой вывод — если вы хотите задержаться в США на определенный период, планируете открыть здесь счет в банке, купить автомобиль или пользоваться услугами ночных заведений не нося с собой советский загранпаспорт, то в конечном итоге удобнее будет получить местные водительские права.

Во многих штатах существует интересная возможность получить «водительские права без права управления автомобилем» — это для тех, кто не может в силу каких-то причин получить полноценные водительские права (причины могут быть разные — возраст, инвалидность).

Нет никакой разницы — гражданин ли вы США или нет (для граждан США при получении прав нужно еще и зарегистрироваться как избиратель). Чтобы получить водительские права, вы прежде должны быть занесены в систему регистрации в США всех граждан и получить свой номер (social security number). Для этого следует обратиться в местное отделение social security administration, посидеть немного в очереди, заполнить анкету и предоставить свой адрес в США (скажем, адрес знакомых, у которых остановились, или адрес комнаты, которую снимаете, но это должен быть домашний адрес). На этот адрес вам вышлют по почте этот самый номер, отпечатанный на бледно-голубом картоне. С этого момента вы занесены в систему регистрации США и можете немедленно отправиться в местное ГАИ.

Однако будет разумнее прежде туда позвонить, чтобы узнать часы их работы и перечень документов, которые необходимо представить. В данном случае единого правила нет, поскольку все определяют местные законы. Поэтому набор документов, часы работы, процедура экзамена и прочее в каждом штате свои. Даже название всем знакомого с детства ГАИ тут в каждом штате свое — это и Motor Vehicle Administartion, и Department of Motor Vehicles, и Department of Licensing и так далее. Убедитесь, что это отделение ГАИ принимает экзамены, так как часть из них занята еще и другим, например, регистрацией транспортных средств (а не только автомобилей!), а не приемом экзаменов.

В зависимости от того, что требуют местные законы, ситуации могут быть разные. В наиболее долгом варианте вас отправят на курсы антиалкогольной пропаганды для водителей, которые проводятся раз в 2 недели (там вы встретите тех, у кого отобрали права за вождение в нетрезвом виде). В зависимости от местных законов ваши МВП могут засчитать как часть экзамена или нет. Водительский стаж не засчитывают вовсе — для здешнего ГАИ вы новичок. Медкомиссии, как правило, не существует как таковой, а зрение проверят прямо на месте на специальном аппарате.

В тех штатах, где много иностранцев или выходцев из других стран, вы имеете право попросить сдавать экзамен на другом языке, в том числе и на русском, если он есть в списке языков, признанных местным правительством как распространенные. Таким образом, строго говоря, знание английского языка не обязательно, но конечно желательно во всех случаях.

Итак, у вас уже есть справка о прослушивании антиалкогольного курса (если требуется), загранпаспорт, карточка с номером social security и документ с фотографией — например, МВП. Обычно сдать экзамен можно в течение нескольких часов, сначала подождав очереди в окошко для регистрации, а потом — пока вас вызовут к автомату для экзамена по ПДД. Вас непременно спросят до экзамена, ознакомились ли вы с правилами дорожного движения данного штата и все ли вам в них понятно. Если скажете нет, до экзамена могут не допустить. Правила дорожного движения обычно имеются там в виде упрощенной брошюры, а иногда в форме таблицы «вопрос — ответ» и разложены стопками на столах в зале ожидания — возьмите себе обязательно, даже если считаете, что знаете их досконально — в каждом штате правила свои и запомнить все детали невозможно.

Если вы успешно сдали экзамен автомату и ваше зрение в порядке, остается последний этап — экзамен по вождению. В части штатов вам его зачтут по предъявлении МВП, в других случаях — нет. Экзамен по вождению может быть сразу после экзамена по ПДД, а может быть по предварительной записи через 2 недели (в этом случае вам выдадут ученические права, по которым можно ездить с инструктором или с опытным водителем до получения полноценных прав). На экзамене по вождению могут предоставлять казенный автомобиль, а могут потребовать ваш. При этом будут зорко смотреть, не приехали ли вы случаем на нем на экзамен сами. В большинстве случаев вы имеете право потребовать сдавать экзамен на предоставленном вами автомобиле, но нужно позаботиться о водителе, который его пригонит и отгонит. После сдачи экзамена по вождению права выдаются, как правило, немедленно — моментальная фотография и ламинирование выполняются на месте без задержки. Стоимость процедуры от штата к штату варьируется примерно от $20 до $35.

Вот и вся процедура. Можно двигаться в путь. Да, вас не спросили на экзамене, какой у вас автомобиль? По умолчанию в США всем выдают водительские права стандартной категории — название её разное в каждом штате, где-то это одна буква «С, где-то буква и цифра. Обычно на обороте водительских прав есть краткая аннотация с пояснением, что каждая буква значит. В права внесут ваши данные, в том числе домашний адрес в США, который вы предоставили при подаче документов, рост, вес, возможно, цвет глаз. Организация и форма прав в каждом штате своя и может варьироваться от невзрачной серой пластмассовой карточки с блеклой поляроидной фотографией владельца до полупрозрачной навороченной цветной с двумя фотографиями, внутренней голограммой, магнитной полосой и другими защитными элементами.

Категории водительских прав в США

Строго говоря, все зависит от конкретного штата. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что система категорий с точки зрения водителя довольно простая — мотоцикл, обычный автомобиль весом до ХХХХ кг, автомобиль с прицепом и/или веcом более ХХХХ кг, автобус с более чем ХХ пассажиров (числа ХХ в каждом штате свои). Те водительские права, о которых идет речь, есть «обычный автомобиль весом до ХХХХ кг». Вес этот часто доходит до 6 тонн, что отражает не столько возможность водить и грузовой автомобиль, сколько традиции автомобилестроения США делать все автомобили большими и тяжелыми. Деления на легковой/грузовой/дом — дача в обычном классе нет. Лишь бы вес соответствовал категории. Запомните сразу — и вес (ваш и автомобиля), и рост будет измеряться в старой американской системе фунтов, футов и дюймов. Полезно пересчитать свой рост и вес заранее, чтобы упростить процедуру оформления.

Существуют и другие категории водительских прав (не путать с категориями автомобилей в правах), например, так называемые Commercial Driver's License (CDL), которые необходимы для управления автобусом, тяжелым грузовым автомобилем или перевозки грузов при работе по найму на этих автомобилях. Работать по найму, используя автомобиль разрешенной для вас категории, можно и с обычными правами.

Следующая подкатегория в правах — так называемые restrictions, то есть ограничения, которые накладываются на эту категорию автомобилей конкретно для Вас. Там может быть самая разная информация — пресловутые «очки обязательны», ездить только в светлое время суток, контактные линзы запрещаются или наоборот, только автоматическая трансмиссия и др. Информация кодируется буквой или сочетанием буква — цифра.

Любые водительские права в США имеют дату выдачи и дату прекращения их действия, после истечения которой права надлежит обменять на новые. Срок действия в разных штатах различен и составляет до пяти лет.

Счастливого пути!

Сергей РУСАКОВ (США)
Специально для «АВТОЦЕНТРА»

Теги:
    Загрузка...